С 5 августа по 25 октября Бахрушинский музей совместно с медиагруппой "Красный квадрат" открыли выставку, посвященную 160-летию со дня рождения А.П. Чехова, которая предваряет программу IV фестиваля "Биеннале театрального искусства" — 2020.
Выставочный проект — это визуальный рассказ о картине русского мира в чеховских пьесах "Дядя Ваня", "Чайка", "Три сестры" и "Вишневый сад". Экспозиция основывается на новой хронологии чеховских пьес, но это не просто выставка, это музейный спектакль, который погружает посетителей в атмосферу главных произведений Чехова, сливающихся в одну большое произведение. Это подчеркнуто единством декораций и звука — воздушной вуалью берез, россыпью веток вишни, музыкой Шопена и Чайковского, тихо струящейся в унисон развивающемуся тюлю вдоль стволов настоящих деревьев.
Атмосфера выставки создается не только предметным рядом и игрой света, но и богатой сценографией и большим количеством современных мультимедиа инструментов. Белизна березового света органично продолжается ослепительным белым цветением вишневого сада. Воспроизводят среду цвета и света эскизы театральных художников: Сергея Бархина, Давида Боровского и Александра Боровского, Владимира Дмитриева, Степана Зограбяна, Эдуарда Кочергина; картины Владимира Серебровского и Владимира Любарова.
Экспозиция состоит из экспонатов двух типов. Первый — художественные произведения, которые представлены эскизами, рисунками, макетами, афишами и костюмами. Световоздушное пространство здесь реализуется с помощью березовой среды, основного символического мотива Чехова-драматурга. Белое свечение "Березового сада" — ведущее сценографическое воплощение жизненного пространства в чеховских спектаклях.
Другой вид экспонатов — фотодокументы памяти. Это галерея актерских портретов в ролях чеховских героев, а также крупные планы цитат из пьес. Знакомые цитаты, в контексте, предложенном выставочным проектом, воспринимаются как подлинник, как мемориальный предмет. Фотобиографии персонажей знакомят зрителей с театром Чехова как актерским театром. Это лица первых исполнителей в исторических пьесах рубежа 19-20 веков; театр актерского портрета в наиболее значимых спектаклях 40-60-х годов и 70-90-х годов 20 века; а также в современных спектаклях двух десятилетий 21 века.
Выставка "разговаривает" с гостями и дышит в такт музыке и свету. Двухметровая луна светит мягкими бликами, изредка по ней пролетает птица — конечно, чайка. В Четырехметровом окне гостиной Фирса оживает подлинный эскиз Хотяинцева: ветки вишни колышутся на ветру, а в окне виднеется тень таинственной гостьи. Один из экспозиционных столов оживает при помощи проекции — и это уже не чертеж сценографии, а живой рисунок. Двухметровая проекция гнедого скакуна мчится по барельефу кареты, как аллегория его скоропостижного отъезда.
Необычно встречают посетителей 3 сестры, которые плавно вальсируют практически в воздухе — при помощи технологии графического зоотропа. Это устройство для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана инерции человеческого зрения. На интерактивной тач-панели с самой высокой точки выставки можно окинуть ее виртуальным взглядом и прочитать про каждую из пьес, составляющих одну большую пьесу Чехова, и про то, как символично они представлены на выставке.
Завершает путешествие выход в Комнату Фирса, комнату-воспоминание, где соседствуют Фирс-старик и Фирс в молодости. Финальная точка выставки — карета, "мчащаяся" в будущее. Человек уходит… а сад каждый год расцветает вновь. Так выставка-путешествие закрепляет актуальный смысл вечной "Власти Сада": "Гибели сада нет и быть не может", как нет и быть не может гибели Света.
Посетители смогут проследить внутренние связи и взаимные отражения, позволяющие сегодняшнему времени воспринимать цикл классических чеховских пьес как "одну большую сцену", как современный театральный роман.